UnionCreated using FigmalectureCreated using FigmaworkshopCreated using Figma

Как создавали новый Директ Коммандер

Накануне запуска новой версии Директ Коммандера в открытое бета-тестирование мы поговорили с руководителем Коммандера Кириллом Хлыстовым и менеджером проектов в Директе Даниилом Коженовым о разработке и тестировании приложения и новинках, которые ждут пользователей.

Работа над новой, третьей по счету версией Коммандера началась чуть больше двух лет назад, но то, что ее нужно делать, стало понятно намного раньше. Главная причина основательного обновления приложения — устаревающая технология Flash, на которой написана вторая версия программы. После длительного обсуждения для третьей версии Коммандера выбрали веб-технологии Node.js и Electron.

Подготовка, проектирование и дизайн

Непосредственно к разработке новой версии Коммандера команда из восьми человек приступила почти полтора года назад. Но до этого девять месяцев ушло на сбор данных об использовании приложения, проектирование и дизайн. Чтобы было от чего отталкиваться, разработчики готовились:

1. Проводили опросы и интервью с сотрудниками продвижения Яндекса и внешними пользователями — чтобы получить данные о том, как устроены оптимальные сценарии использования Коммандера.

Кирилл Хлыстов

Кирилл Хлыстов руководитель продуктовой команды Директ Коммандера

Глобально сценарии мало чем отличаются у постоянных пользователей Коммандера. Есть детали в использовании конкретных инструментов, но в целом профессионалы очень похоже работают, — Кирилл Хлыстов, руководитель продуктовой команды Директ Коммандера.

2. Систематизировали отзывы и пожелания пользователей.

Кирилл Хлыстов

Кирилл Хлыстов руководитель Коммандера

Человек может писать про разные проблемы, но ты понимаешь, что на самом деле ему не нравится что-то интерфейсе. И так появляются инсайты, например, что многопанельный интерфейс мешает многим, хотя большинство пользователей к нему привыкло и воспринимает неудобство как данность, — Кирилл Хлыстов.

3. Обрабатывали внутреннюю статистику по использованию Коммандера. Это данные о том, какими люди инструментами специалисты пользуются, а какими — нет, какие поля редактируют; что делают пользователи, которые перестают работать в Коммандере; анализировали длительность операций и другие метрики.

Затем приступили к проектированию интерфейса. Основной задачей на этом этапе было сохранить быструю работу с контекстом и возможность легко «провалиться» на любой уровень аккаунта (кампании, группы, объявления, фразы). Об этой особенности как о преимуществе говорили и сотрудники Яндекса, и внешние пользователи.

Но три панели во втором Коммандере (а у агентств четыре) ограничивали разработку и апдейт приложения: добавление новой сущности, например типов ретаргетинга, означало бы появление новой панели, расширение Коммандера по горизонтали и требовало бы больших мониторов.

Вторая версия Коммандера
Интерфейс второй версии Директ Коммандера

Поэтому, с одной стороны, надо было уйти от большого количества панелей, с другой — сохранить быструю навигацию. Всего команда создала около 15 вариантов интерфейса, прорабатывались и экзотические альтернативы, например, без таблиц.

Прототип Коммандера 1
Одна из версий прототипа третьего Коммандера
Прототип Коммандера 2
Еще одна версия
Прототип Коммандера 3
И еще одна версия прототипа третьего Коммандера

В третьем Коммандере остались две идентичные панели, каждая из которых абсолютно самодостаточная. Можно работать в одной панели и в ней же переключаться между уровнями аккаунта. Но если включить одновременно обе панели, то одна будет влиять на другую. И в этом случае сохраняется быстрота навигации второго Коммандера, а благодаря оптимальной ширине таблиц пропадает необходимость постоянно их «ресайзить».

Новая версия Коммандера
Третья версия Директ Коммандера: две рабочие панели и Инспектор
Третий Коммандер
Третья версия Директ Коммандера: одна таблица

Вместе с этим упростилась синхронизация данных. Она осталась многоуровневой, но получить данные для разных уровней можно в одной панели. По мнению разработчиков, новичкам будет проще в ней разобраться.

Что еще нового

В третью версию Коммандера из второй попадет примерно 90% функционала. В новом приложении не будет инструментов, которые специалисты практически не используют, к примеру, не планируется переносить мастер разделения по слову. Инструменты, необходимые небольшому числу пользователей, например мастер озаглавливания (его используют для работы с шаблонами объявлений), будут реализованы в упрощенном варианте.

По словам разработчиков, в Коммандере планируется три функциональных новинки. Первая и уже работающая — Инспектор, который упрощает массовое редактирование. Во второй версии Директ Коммандера вносить различные массовые изменения нужно было разными способами и хаками, о которых новичкам приходилось узнавать. В третьей версии массовые изменения становятся быстрыми и универсальными. Например, раньше, чтобы добавить быстрые ссылки в несколько объявлений, надо было сделать 96 действий, сейчас девять.

Второй новый инструмент — мастер подбора фраз. Эта новинка сделала возможными сценарии создания кампаний в Директ Коммандере.

Третья новинка функционала — интеграция детальной статистики по кампаниям, группам, объявлениям и фразам. И таким образом Коммандер «покроет» еще один сценарий использования — управление от статистики, когда специалист сначала анализирует, а потом редактирует кампании. При этом в Коммандере статистика не будет находиться в разных окнах, как в веб-интерфейсе Яндекс.Директа, а будет доступна в том же окне, где специалист управляет кампаниями.

Как тестировали Коммандер

Первые юзабилити-тесты Коммандера — через полгода после старта разработки — проводили среди сотрудников Яндекса в Яндекс.Лаборатории. А закрытое альфа-тестирование с внешними пользователями началось весной 2017 года, когда в приложении уже был функционал для работы с кампаниями. К тестированию приглашали специалистов, которые постоянно используют Коммандер. На этапе альфа-тестирования разработчикам нужно было выяснить, насколько понятен новый интерфейс и удалось ли качественно изменить работу с контекстом приложения, сохранив преимущества панелей.

Кирилл Хлыстов

Кирилл Хлыстов руководитель продуктовой команды Директ Коммандера

Отзывов о том, что непонятно, как работают панели, не было. Чаще всего писали о нехватке функционала (тогда в Коммандере было немного инструментов) или о том, что что-то работает не так, как человек ожидает. Мы сделали выводы, что глобально выбрали правильное направление. Если бы мы допустили логические или стратегические ошибки, пользователи об этом написали бы.

Закономерно, тесты показывали, что чем больше человек работал в старом Коммандере, тем больше времени ему нужно, чтобы адаптироваться к новой версии.

Кирилл Хлыстов

Кирилл Хлыстов руководитель Коммандера

После альфа-тестирования мы поправили интерфейс и взаимодействие с ним: отказались от кнопок для управления рабочей областью (изменять можно непосредственно панели), сами панели теперь не удаляются, а сворачиваются; а также изменили логику синхронизации с сервером.

Интерфейс Коммандера на этапе альфа-тестирования
Версия Директ Коммандера на этапе альфа-тестирования

Бета-тестирование началось осенью. Его цель — достичь стабильного приложения, готового к релизу на всех пользователей. В бета-версии уже есть новый функционал, но еще нет многих популярных инструментов и некоторых запланированных.

Кирилл Хлыстов

Кирилл Хлыстов руководитель Коммандера

Без абсолютной стабильности мы не сможем запустить Коммандер со всем запланированным функционалом. Поэтому нам важно, чтобы люди начали «прилипать» к нему, пользоваться им, а мы его стабилизировали.

Новый Коммандер не должен уступать в стабильности, по крайней мере, второй версии, работа с которым за последние полтора года стала, по словам разработчиков, качественнее. Сейчас с ошибкой, когда Коммандер просит о перезапуске, сталкивается 1% пользователей в месяц притом, что средняя длина сессии — больше 3 часов.

Что дальше

На днях началось открытое бета-тестирование, в этой версии можно полноценно редактировать и создавать кампании. В течение полугода разработчики планируют перенести 90% существующего в старой версии функционала и внедрить все запланированные новинки. Пожелания пользователей по улучшению существующих инструментов команда планирует реализовывать сразу же, а идеи нового функционала собирает и будет рассматривать после выхода приложения из беты.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: